В кинематографической терминологии загадочное слово «макгаффин» появилось благодаря Альфреду Хичкоку — режиссеру фильма «Дурная слава», снятому в Голливуде после войны. В 2006 году картина была внесена в национальный реестр фильмов США, имеющих культурное, историческое и эстетическое значение.
В 1939 году на лекции в колумбийском университете режиссер со свойственным ему чувством юмора рассказал о происхождении непонятного термина буквально следующее: «Это словечко я взял из байки про двух человек в поезде. Один говорит: «Что там завернутое лежит на верхней полке?» Второй отвечает: «А, это макгаффин». — «А что такое макгаффин?» — «Ну, это такой аппарат для ловли львов в Северо-Шотландском нагорье». — «Но там нет львов!» — «Ну, значит, это не макгаффин!» Получается, что макгаффин на самом деле — то, чего вообще нет».
С легкой руки Хичкока этот термин стал обозначать предмет, вокруг которого в приключенческом и детективном жанре строится интрига. «Не важно, что это за вещь, — пояснял он в интервью, — главное, что все хотят ею обладать. В хорошем макгаффине всегда присутствует элемент непроясненности».
Одним из шедевров Хичкока является фильм «Дурная слава». Во многом этому успеху способствовало участие в нем первого джентльмена Голливуда Кэрри Гранта и шведской хичкоковской блондинки Ингрид Бергман. Их удивительные лица, изысканность манер, утонченность стиля под нуар… Одним словом, форма очаровывает не меньше, чем захватывает сюжет.
А интрига строится вокруг расследования американцами нацистского заговора, участники которого после войны продолжают в Бразилии работы по созданию ядерной бомбы. Для выполнения операции агент ФБР Девлин вербует Алисию, дочь разоблаченного американской разведкой немецкого шпиона. За девушкой закрепилась дурная слава легкомысленной особы, проводящей время в веселых компаниях. Однако она ненавидит фашизм и осуждает отца за его связь с нацистами. Кроме того, Алисия умна, образованна и необыкновенно хороша собой. Устоять перед ней не может ни один мужчина. Но в планы Девлина вовсе не входит влюбляться, чего не скажешь об Алисии. Ее неприязнь к «шпику» очень скоро перерастает в глубокое чувство. Никогда еще не встречался в ее жизни такой сильный, красивый и благородный рыцарь!
А далее всё идет так, как и должно идти в детективе. Внедрение в группу заговорщиков, опасности, страх, хождение по лезвию бритвы, устранение подозреваемых, безрассудная смелость, риск, игра ва-банк — это и есть составляющие фирменного хичкоковского саспенса. Но! И ядерная бомба, и урановый порошок, и ключ от подвала, где он хранится в винных бутылках, и яд, подсыпанный в кофе, — всё это окажется лишь макгаффином, за которым спрячется главное. Пытаясь противостоять любви, ревнуя, не веря женщине и убегая от нее и от себя, такой «пуленепробиваемый» герой проиграет на этом фронте. И правильно сделает, потому что героиня останется ему верной даже несмотря на то, что это он толкнул ее в объятия другого.
Шпионский сюжет, интерьеры, костюмы, подробности и детали, на которых кинокамера фиксирует свое пристальное внимание, действительно делают этот фильм завораживающим. Понимаешь, не случайно известный американский кинокритик Роджер Эберт включил «Дурную славу» в свой список десяти величайших кинокартин в истории.
Спецпоказ художественного фильма «Дурная слава» — во Дворце Победы 25 ноября в 17:00.
Ирина Ликинская, руководитель киноклуба «Зеркало»
Автор Златоустовский рабочий