Только в путь! История строительства златоустовской железной дороги

Фото: zrg74.ru

Причудливо порой сплетаются нити в большом полотне Истории, соединяя воедино события,  казалось бы, далёкие друг от друга… 30 октября 1837 года из Санкт-Петербурга в Царское  Село по первой в России железной дороге общего пользования торжественно отправился в путь  поезд, среди пассажиров которого был император Николай I. Машинистом первого поезда был  автор проекта и руководитель строительства Франц Герстнер. Но вряд ли инженер Герстнер  знал о том, что в том же 1837 году на далёком Урале в Златоустовском горном округе тоже  появилась железная дорога, сооружённая по проекту горного инженера Павла Петровича  Аносова.

Правда, перевозила она не пассажиров, а золотоносные пески от места их добычи до  промывальной фабрики, да и вместо паровоза небольшой состав из двух специально  сконструированных тележек тянули по колее из чугунных рельсов неутомимые лошадки. Ну, так  ведь первое время и Царскосельская дорога на паровой тяге работала только по  воскресеньям, а в будние дни поезда тянули всё те же лошадки.

Надо сказать, что железная дорога конструкции Аносова была не жёстко стационарной, а  переносной, что позволяло достаточно быстро перемещать её с одного места золотодобычи на  другое. И принесла она казне немалую экономию, поскольку потребность в тягловой силе  сократилась более чем на две сотни лошадей.

Франц Герстнер и Павел Аносов в жизни не виделись друг с другом, но вот на страницах  энциклопедии «Железнодорожный транспорт», вышедшей в 1995 году, встретились и теперь там  мирно соседствуют. Благодарные потомки не забыли этих инженеров: бронзовый Аносов с  полосой булата в руках встал в 1954 году на главной площади старинного уральского города,  а бронзовый Герстнер, держащий в руке макет паровоза, с 2007 года приветствует пассажиров  на Витебском вокзале Санкт-Петербурга.

Шли годы. Вслед за небольшой Царскосельской железной дорогой в 1851 году появилась прямой  как стрела рельсовый путь от Санкт-Петербурга до Москвы. Сравнение со стрелой отнюдь не  преувеличение, протяжённость этой железной дороги (604 версты) отклонялась от  астрономического расстояния от Петербурга до Москвы (598 вёрст) всего на шесть вёрст  (1%), поскольку прямые участки пути составляли 92,5% всей длины дороги, получившей в 1855  году имя Николаевской (ныне это Октябрьская ж.д.).

Спустя три десятилетия, в 1880 году, железные пути пересекли Волгу и дошли до Самары. По  решению Комитета Министров, утверждённому 25 января 1885 года императором Александром  III, началось строительство железной дороги Кинель—Уфа—Златоуст—Челябинск (участок  Самара—Кинель в это время уже сооружался). Спустя три года, 8 сентября 1888-го, первый  поезд пришёл в Уфу. Впереди лежал Урал.

А знаете звоном каких колоколов отправляли поезда со станций вновь построенной  Самаро-Уфимской дороги? Златоустовских! Да-да, златоустовских, да не бронзовых, а  стальных! В 1888 году на Златоустовском заводе по заказу начальника строительства  Самаро-Уфимской дороги Константина Яковлевича Михайловского были отлиты пудовые  станционные колокола из специальной златоустовской стали. Ещё одна железнодорожная  ниточка вплелась в ковёр златоустовской истории.

С 1885 года начались изыскательские работы на трассе будущей линии от Уфы до Златоуста, а  17 мая 1888 года были утверждены технические условия на строительство Уфа-Златоустовской  железной дороги.

Проезжая поездом от столицы Башкирии до родины русского булата и любуясь изумительными  пейзажами Южного Урала, мало кто сегодня задумывается о том, какой гигантский труд вложен  в строительство этой железной дороги. Вот несколько сухих цифр. Общий объём земляных  работ составил 1268407 куб. саженей (12,32 млн. кубометров). Для сравнения: объем  крупнейшей египетской пирамиды Хеопса равен всего 2,54 млн. кубометров. Вот и получается,  что в ходе сооружения Уфа-Златоустовской дороги строители в буквальном смысле  перелопатили без малого пять таких пирамид, одна из которых — каменная, потому как более  2 млн. кубометров грунта было вынуто при устройстве выемок в скалистых и каменистых  грунтах. Для защиты железнодорожного полотна от осыпей по крутым косогорам рек Белой,  Сима и Юрюзани были сооружены подпорные стенки общей длиной 20 вёрст. Через  многочисленные уральские реки и речушки перекинулось 206 мостов, самый крупный из которых  трёхпролётный мост через Уфу длиной 150 саженей (320 метров). Уфа-Златоустовская железная  дорога была признана приёмочной комиссией «одной из выдающихся дорог, построенных  русскими инженерами». Из-за сложнейшего рельефа отклонение трассы железной дороги (299  вёрст) от астрономического расстояния от Уфы до Златоуста (231 версту) составило 68 вёрст  (29%).  Восьмого сентября 1890 года по участку Уфа-Златоуст открылось правильное движение. Из Уфы  первый поезд отправился в 1 час 52 минуты дня, а из Златоуста — в 8 часов 27 минут  вечера. С этого момента началась для Златоуста новая эпоха, железнодорожная. Здесь уж  приходится говорить не об отдельных ниточках в ковре истории, а целом их пучке, из  которого выткался особый железнодорожный узор.  Вот ниточки человеческих судеб, где переплетены биографии инженера и писателя Николая  Георгиевича Гарина-Михайловского и легендарного златоустовского машиниста Героя Труда и  кавалера двух орденов Красного Знамени Михаила Григорьевича Назарова, о первом из которых  напоминает мемориальная доска на здании Златоустовского вокзала, а имя второго носит одна  из златоустовских улиц.

Вот нить электровозная, ведь несколько десятилетий, начиная с 1945 года, златоустовское  локомотивное депо было своеобразным полигоном новой техники, где проходили испытания и  обкатку отечественные электровозы постоянного тока.

А вот многоцветная пассажирская нить, ведь за век с четвертью какие только пассажиры не  перебывали на златоустовском вокзале. В марте 1891 года на перрон златоустовского вокзала  вышел 18-летний Федор Шаляпин, будущий великий певец, а в это время худой и нескладный  юноша из труппы антрепренера С. Я. Семенова-Самарского. В Златоусте, в здании Арсенала,  состоялось первое концертное выступление молодого певца.

В этом же 1891 году по Южному Уралу путешествовал известный русский художник Аполлинарий  Михайлович Васнецов, оставивший в своих путевых заметках такие строки: «Единственное в  своём роде явление в мире, когда железная дорога соединяет две части света, могло бы  ознаменоваться более значительным монументом. Отчего, например, не поставить группу,  изображающую аллегорические фигуры Европы и Азии с соединёнными руками?». Речь здесь идёт  о памятном знаке «Европа — Азия», уже установленном на станции Уржумка (железная дорога к  этому времени уже перевалила Уральские горы и двигалась к Челябинску).  А 28 июля 1897 года к перрону златоустовского вокзала подкатил огромный по тем временам  поезд из 17 вагонов, в котором на уральскую экскурсию ехали члены VII сессии  Международного геологического конгресса. Среди участников экскурсии был один из старейших  геологов 86-летний профессор Джеймс Холл из САСШ (Северо-Американских Соединённых Штатов,  так в те времена именовались США), русские геологи М. К. Цветаева, Ф. Н. Чернышев, А. П.  Карпинский.

Спустя два года, 16 июля 1899 года, из поезда на плитняк златоустовского вокзала вышел  65-летний пожилой невысокий человек. Был он директором Главной палаты мер и весов и  возглавлял в это время группу учёных, изучавших по поручению министра финансов Сергея  Юльевича Витте главные заводы Урала. Имя этого пассажира сегодня известно каждому  школьнику — Дмитрий Иванович Менделеев.

Приезжали в Златоуст поездом последний российский император Николай II и Верховный  правитель России адмирал Александр Васильевич Колчак, председатель Реввоенсовета и  Наркомвоенмор РСФСР Лев Давидович Троцкий и председатель ВЦИК РСФСР Михаил Иванович  Калинин, Нарком здравоохранения Николай Александрович Семашко и Нарком тяжёлой  промышленности Серго Орджоникидзе…

И так уж волею судеб случилось, что все железнодорожные нити златоустовской истории  соединяет в единый многоцветный узор самая длинная златоустовская улица, носящая имя  Павла Петровича Аносова. Ведь именно на ней расположены и златоустовский вокзал, и всеосновные железнодорожные предприятия Златоуста.

Александр Вениаминович Козлов

Златоуст, июнь-июль 2017 г.

На фото: Фрагмент памятника Ф. Кестнеру. Санкт-Петербург, Витебский вокзал, июнь 2017  года. Фото Александра Козлова

Автор Златоустовский рабочий
 
По теме
 
Златоуст отметил День работников Железной дороги - Единая Россия Гостей праздника торжественно приветствовали депутат Законодательного собрания Челябинской области Татьяна Кузнецова, Председатель Собрания депутатов Златоустовского городского округа Алексей Карюков, депутат,
08.08.2017
Поздравление Бориса Дубровского с Днём железнодорожника - Информационное агентство Твоё время   Уважаемые южноуральцы!   Поздравляю вас с Днем железнодорожника! Прибытие поезда на Южный Урал более века назад совершенно изменило уклад жизни региона, а со временем железная дорога объединила десятки тысяч людей.
06.08.2017
 
Российские железные дороги ввели новую форму билетов - Карталинская новь ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) ввело новую форму проездных документов с указанием в них стоимости оказываемых пассажирам услуг, говорится в обращении президента РЖД Олега Белозерова,
25.07.2017
Записали в разбойники по ошибке - Озерский вестник Он сидел на обочине дороги и тихо плакал. Невыносимо болели спина, лапки, мимо, вызывая страх, с шумом проносились машины.
17.07.2018 Озерский вестник
Она помогала продать девственность 13-летней дочери своей подруги Андрей АБРАМОВ Люблянский суд Москвы 16 июля вынес приговор 25-летней челябинке за попытку торговли детьми.
17.07.2018 КП Челябинск
Он сидел на обочине дороги и тихо плакал. Невыносимо болели спина, лапки, мимо, вызывая страх, с шумом проносились машины.
16.07.2018 Озерский вестник
«Трям! Здравствуйте!» - Управление культуры В детской библиотеке № 1 на премьере кукольного спектакля «Трям! Здравствуйте!», который был представлен творческой мастерской «У Лукоморья», был аншлаг.
17.07.2018 Управление культуры
Творчество Цыганкова стало летописью эпохи. Тринадцатого июля исполнилось полгода, как ушёл из жизни Виталий Цыганков - поэт, журналист, публицист, член Союза писателей России.
16.07.2018 Магнитогорский металл
Здравствуй, новый сезон! - ХК Металлург На такой позитивной ноте команда «Металлург» впервые собралась после непродолжительного летнего отпуска.
17.07.2018 ХК Металлург
Кыштымский «Спартак» стал победителем турнира по мини-футболу - Единая Россия В Кыштымком городском округе состоялся зональный этап Кубка Законодательного Собрания Челябинской области по мини-футболу, в котором принял участие руководитель исполнительного комитета партии «Единая Россия» Максим Гузынин.
17.07.2018 Единая Россия
Он сидел на обочине дороги и тихо плакал. Невыносимо болели спина, лапки, мимо, вызывая страх, с шумом проносились машины.
16.07.2018 Озерский вестник
Фото предоставлено управлением культуры, молодежной политики и спорта администрации района В турнире, состоявшемся 15 июля на стадионе «Шахтер», приняли участие восемь любительских команд.
16.07.2018 Новая жизнь
Виктор Блинов покинет пост руководителя ГУ лесами Челябинской области - Агентство новостей Доступ Начальник Главного управления лесами Челябинской области Виктор Блинов покидает пост по собственному желанию – его полномочия истекают 23 июля, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ».
17.07.2018 Агентство новостей Доступ
Два мальчика 3 и 5 лет сгорели в шкафу в Агаповском районе - Агентство новостей Доступ Двое детей трех и пяти лет погибли на пожаре в Агаповском районе – мальчики испугались огня и спрятались в шкафу, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ» на пресс-центр Противопожарной службы Челябинской области.
17.07.2018 Агентство новостей Доступ
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом антимонопольного органа о необоснованном объединении Министерством дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области в один лот работ по реконструкции дорог,
17.07.2018 Челябинское УФАС