Только в путь! История строительства златоустовской железной дороги

Только в путь! История строительства златоустовской железной дороги
Фото: zrg74.ru

Причудливо порой сплетаются нити в большом полотне Истории, соединяя воедино события,  казалось бы, далёкие друг от друга… 30 октября 1837 года из Санкт-Петербурга в Царское  Село по первой в России железной дороге общего пользования торжественно отправился в путь  поезд, среди пассажиров которого был император Николай I. Машинистом первого поезда был  автор проекта и руководитель строительства Франц Герстнер. Но вряд ли инженер Герстнер  знал о том, что в том же 1837 году на далёком Урале в Златоустовском горном округе тоже  появилась железная дорога, сооружённая по проекту горного инженера Павла Петровича  Аносова.

Правда, перевозила она не пассажиров, а золотоносные пески от места их добычи до  промывальной фабрики, да и вместо паровоза небольшой состав из двух специально  сконструированных тележек тянули по колее из чугунных рельсов неутомимые лошадки. Ну, так  ведь первое время и Царскосельская дорога на паровой тяге работала только по  воскресеньям, а в будние дни поезда тянули всё те же лошадки.

Надо сказать, что железная дорога конструкции Аносова была не жёстко стационарной, а  переносной, что позволяло достаточно быстро перемещать её с одного места золотодобычи на  другое. И принесла она казне немалую экономию, поскольку потребность в тягловой силе  сократилась более чем на две сотни лошадей.

Франц Герстнер и Павел Аносов в жизни не виделись друг с другом, но вот на страницах  энциклопедии «Железнодорожный транспорт», вышедшей в 1995 году, встретились и теперь там  мирно соседствуют. Благодарные потомки не забыли этих инженеров: бронзовый Аносов с  полосой булата в руках встал в 1954 году на главной площади старинного уральского города,  а бронзовый Герстнер, держащий в руке макет паровоза, с 2007 года приветствует пассажиров  на Витебском вокзале Санкт-Петербурга.

Шли годы. Вслед за небольшой Царскосельской железной дорогой в 1851 году появилась прямой  как стрела рельсовый путь от Санкт-Петербурга до Москвы. Сравнение со стрелой отнюдь не  преувеличение, протяжённость этой железной дороги (604 версты) отклонялась от  астрономического расстояния от Петербурга до Москвы (598 вёрст) всего на шесть вёрст  (1%), поскольку прямые участки пути составляли 92,5% всей длины дороги, получившей в 1855  году имя Николаевской (ныне это Октябрьская ж.д.).

Спустя три десятилетия, в 1880 году, железные пути пересекли Волгу и дошли до Самары. По  решению Комитета Министров, утверждённому 25 января 1885 года императором Александром  III, началось строительство железной дороги Кинель—Уфа—Златоуст—Челябинск (участок  Самара—Кинель в это время уже сооружался). Спустя три года, 8 сентября 1888-го, первый  поезд пришёл в Уфу. Впереди лежал Урал.

А знаете звоном каких колоколов отправляли поезда со станций вновь построенной  Самаро-Уфимской дороги? Златоустовских! Да-да, златоустовских, да не бронзовых, а  стальных! В 1888 году на Златоустовском заводе по заказу начальника строительства  Самаро-Уфимской дороги Константина Яковлевича Михайловского были отлиты пудовые  станционные колокола из специальной златоустовской стали. Ещё одна железнодорожная  ниточка вплелась в ковёр златоустовской истории.

С 1885 года начались изыскательские работы на трассе будущей линии от Уфы до Златоуста, а  17 мая 1888 года были утверждены технические условия на строительство Уфа-Златоустовской  железной дороги.

Проезжая поездом от столицы Башкирии до родины русского булата и любуясь изумительными  пейзажами Южного Урала, мало кто сегодня задумывается о том, какой гигантский труд вложен  в строительство этой железной дороги. Вот несколько сухих цифр. Общий объём земляных  работ составил 1268407 куб. саженей (12,32 млн. кубометров). Для сравнения: объем  крупнейшей египетской пирамиды Хеопса равен всего 2,54 млн. кубометров. Вот и получается,  что в ходе сооружения Уфа-Златоустовской дороги строители в буквальном смысле  перелопатили без малого пять таких пирамид, одна из которых — каменная, потому как более  2 млн. кубометров грунта было вынуто при устройстве выемок в скалистых и каменистых  грунтах. Для защиты железнодорожного полотна от осыпей по крутым косогорам рек Белой,  Сима и Юрюзани были сооружены подпорные стенки общей длиной 20 вёрст. Через  многочисленные уральские реки и речушки перекинулось 206 мостов, самый крупный из которых  трёхпролётный мост через Уфу длиной 150 саженей (320 метров). Уфа-Златоустовская железная  дорога была признана приёмочной комиссией «одной из выдающихся дорог, построенных  русскими инженерами». Из-за сложнейшего рельефа отклонение трассы железной дороги (299  вёрст) от астрономического расстояния от Уфы до Златоуста (231 версту) составило 68 вёрст  (29%).  Восьмого сентября 1890 года по участку Уфа-Златоуст открылось правильное движение. Из Уфы  первый поезд отправился в 1 час 52 минуты дня, а из Златоуста — в 8 часов 27 минут  вечера. С этого момента началась для Златоуста новая эпоха, железнодорожная. Здесь уж  приходится говорить не об отдельных ниточках в ковре истории, а целом их пучке, из  которого выткался особый железнодорожный узор.  Вот ниточки человеческих судеб, где переплетены биографии инженера и писателя Николая  Георгиевича Гарина-Михайловского и легендарного златоустовского машиниста Героя Труда и  кавалера двух орденов Красного Знамени Михаила Григорьевича Назарова, о первом из которых  напоминает мемориальная доска на здании Златоустовского вокзала, а имя второго носит одна  из златоустовских улиц.

Вот нить электровозная, ведь несколько десятилетий, начиная с 1945 года, златоустовское  локомотивное депо было своеобразным полигоном новой техники, где проходили испытания и  обкатку отечественные электровозы постоянного тока.

А вот многоцветная пассажирская нить, ведь за век с четвертью какие только пассажиры не  перебывали на златоустовском вокзале. В марте 1891 года на перрон златоустовского вокзала  вышел 18-летний Федор Шаляпин, будущий великий певец, а в это время худой и нескладный  юноша из труппы антрепренера С. Я. Семенова-Самарского. В Златоусте, в здании Арсенала,  состоялось первое концертное выступление молодого певца.

В этом же 1891 году по Южному Уралу путешествовал известный русский художник Аполлинарий  Михайлович Васнецов, оставивший в своих путевых заметках такие строки: «Единственное в  своём роде явление в мире, когда железная дорога соединяет две части света, могло бы  ознаменоваться более значительным монументом. Отчего, например, не поставить группу,  изображающую аллегорические фигуры Европы и Азии с соединёнными руками?». Речь здесь идёт  о памятном знаке «Европа — Азия», уже установленном на станции Уржумка (железная дорога к  этому времени уже перевалила Уральские горы и двигалась к Челябинску).  А 28 июля 1897 года к перрону златоустовского вокзала подкатил огромный по тем временам  поезд из 17 вагонов, в котором на уральскую экскурсию ехали члены VII сессии  Международного геологического конгресса. Среди участников экскурсии был один из старейших  геологов 86-летний профессор Джеймс Холл из САСШ (Северо-Американских Соединённых Штатов,  так в те времена именовались США), русские геологи М. К. Цветаева, Ф. Н. Чернышев, А. П.  Карпинский.

Спустя два года, 16 июля 1899 года, из поезда на плитняк златоустовского вокзала вышел  65-летний пожилой невысокий человек. Был он директором Главной палаты мер и весов и  возглавлял в это время группу учёных, изучавших по поручению министра финансов Сергея  Юльевича Витте главные заводы Урала. Имя этого пассажира сегодня известно каждому  школьнику — Дмитрий Иванович Менделеев.

Приезжали в Златоуст поездом последний российский император Николай II и Верховный  правитель России адмирал Александр Васильевич Колчак, председатель Реввоенсовета и  Наркомвоенмор РСФСР Лев Давидович Троцкий и председатель ВЦИК РСФСР Михаил Иванович  Калинин, Нарком здравоохранения Николай Александрович Семашко и Нарком тяжёлой  промышленности Серго Орджоникидзе…

И так уж волею судеб случилось, что все железнодорожные нити златоустовской истории  соединяет в единый многоцветный узор самая длинная златоустовская улица, носящая имя  Павла Петровича Аносова. Ведь именно на ней расположены и златоустовский вокзал, и всеосновные железнодорожные предприятия Златоуста.

Александр Вениаминович Козлов

Златоуст, июнь-июль 2017 г.

На фото: Фрагмент памятника Ф. Кестнеру. Санкт-Петербург, Витебский вокзал, июнь 2017  года. Фото Александра Козлова

Автор Златоустовский рабочий
 
По теме
  Сегодня днём, 19.07.2017 в 14.20 по московскому времени, в Челябинской области под Ашой, на перегоне Миньяр–Биянка, произошел сход двух хвостовых вагонов грузового железнодорожного состава, состоящего из 74 вагонов.
13 июля на железнодорожных вокзалах Челябинска, Оренбурга и Кургана пройдут «Дни пассажира» с участием представителей Южно-Уральского филиала АО «Федеральная пассажирская компания» и Южно-Уральской региональной дирекции
С благодарностью за службу - Газета Регион    В Троицком пожарно-спасательном гарнизоне проводили на заслуженный отдых старшего инструктора по вождению- водителя пожарной машины - Олега Казаны.
Газета Регион
Пьяный миасец угнал трактор - Агентство новостей Доступ В Миассе росгвардейцы «по горячим следам» задержали подозреваемого в угоне трактора, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ».
Агентство новостей Доступ
Село Головчино Грайворонского городского округа. Фото из Телеграмм-канала Вячеслава Гладкова - Газета Вперед По сообщению Губернатора Белгородской области Вячеслава Гладкова, в результате обстрелов ВСУ в регионе за неделю погибли 16 мирных жителей, 98 пострадали.
Газета Вперед
23 марта ЮУГМУ приглашает будущих абитуриентов и их родителей познакомиться с Университетом и узнать особенности поступления в этом году  Мечтаешь стать врачом и погрузиться в мир медицины?
Управление образования г. Челябинск
Студенческая игра - Копейский рабочий  18 марта в центральной городской библиотеке прошла квиз - игра, посвященная 10-летию вхождения Крыма в состав России.
Копейский рабочий